"Семья- источник духовно-нравственного воспитания ребёнка."

10.10.2017 18:26

Семья - источник духовно-нравственного воспитания ребенка.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.
Только в тесном контакте с семьей можно решить проблемы духовно- нравственного воспитания. Так как в семье закладываются основы духовной культуры человека.  В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом месте, в значительной мере зависит, каким вырастит ребенок.
Мы педагоги должны помнить, и стремится донести до родителей, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с создания высококультурных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Так как в нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками.
Лишь культура отношений родителей друг к другу в семье служит примером поведения в той или иной ситуации для ребенка. Ведь авторитет родителей всегда находится на высоте в сознании ребенка. Каким он будет нравственным или наоборот, зависит только от сознательности родителей.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе отношений взрослые – ребенок положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Отношения к детям часто принимают характер сугубо практический, деловой. Очень часто мы слышим, как мама спрашивает ребенка: « Поел ли ты? Надевал ли носки?». И ни слова о том, что нового он узнал, что пережил, ни слова о себе, о своем оставшемся позади сегодняшнем дне, в котором что-то порадовало, а что-то, увы, нет.
Отчитывая за дурной поступок, родители почти ни когда не взывают к чувству гуманности по отношению к ним. В результате мало знающий жизнь ребенок не предполагает, что сильные, опытные родители тоже нуждаются в добром слове, улыбке, приветливом взгляде.
Родители не говорят детям о своих ошибках и о том, как их исправляют, боясь потерять авторитет в глазах ребенка.
Невозможно воспитать у растущего ребенка чувство ответственности, если ему не знакомо чувство заботы о близких ему людях, о деле, которое ему поручили. Ребенок, видящий заботу родителей о бабушке, дедушке, о старшем поколении, о нем. Всегда будет стремиться сам проявить заботу о старших. Постепенно расширяя круг общения, у ребенка появятся новые объекты его внимания. А значит и разовьется чувство ответственности в обществе. Будет расти ребенок, а вместе с ним будет наполняться глубоким содержанием его чувство за все, что происходит вокруг.
Если родители любят жизнь, верят в добро и справедливость – ребенок будет обращаться к ним за поддержкой в трудную минуту не боясь быть отвергнутым. А в некоторых ситуациях и сам сможет ответить взаимностью.
Если родители скучны, однообразны, заняты сами собой. Доверие ребенка они не завоюют, а, следовательно, и влияние их будет ограниченно.
Например, в глазах психолога воспитателя, учителя семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени могут скрываться от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может о себе создать любой миф (для окружающих), что бы сохранить иллюзии целостности, от которой страдают сами члены семьи, особенно дети.
Мы, работая на своей группе, стараемся как можно чаще проводить совместные родители – дети мероприятия (праздничные утренники, семейные вечера, спортивные праздники, беседы, конкурсы) для того чтобы родители увидели своего малыша (его поведение, поступки), а на родительских собраниях просим, поделится опытом воспитания своего ребенка, стараемся дать консультации с полезной информацией. С целью помочь родителям повседневно заботится о духовно-нравственном воспитании их ребенка.
Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими ребенок видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Список литературы:
1. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – М., 2003.
1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.