"Дружба - удивительная вещь!"

16.09.2017 10:54

Дружба – удивительная вещь. Она составляет огромную часть нашей жизни – дарит душевное равновесие, помогает жить ярче и радостнее. И традиционно считается, что дружба начинается с пеленок, более того, что самая искренняя и крепкая дружеская связь возможна только, если зародилась в детстве. Так ли это?
Психологи активно исследуют вопросы дружбы у детей и взрослых, и поговорка «Скажи мне кто твой друг…» для них не пустой звук, а источник необходимых фактов. И конечно, под пристальным вниманием явление дружбы приобрело еще более глубокие черты и характеристики.
Малыш и дружба…
Потребность в общении заложена у людей буквально на генетическом уровне, мудрая природа посчитала этот механизм одним из самых действенных для эффективной жизни. Однако, потребность в дружбе, как и потребность в любви, имеет еще более глубокий механизм, относясь к основным жизнеобразующим потребностям, почти как необходимость принимать пищу и чувствовать защиту.
Малыши же необходимость – дружить – воспринимают на безусловном уровне. Как само собой разумеющееся. И сдается, если бы для этого не было бы социальных предпосылок, о которых поговорим чуть ниже, желание и стремление дружить осталось бы ни смотря ни на что. Это выводит понятие дружбы на некий независимый от окружающего уклада уровень, диктуемый физиологией, зашифрованной в генетической памяти и неосязаемых архетипах.
Дети с удовольствием заводят свои первые знакомства на детских площадках, во время построения куличиков и катания на каруселях. Казалось бы, какая разница с кем играть, когда тебе «стукнул» всего один год. Но карапузы с огромным удовольствием играют с уже знакомыми ребятами и более насторожены в новых контактах. Говорить о подлинных дружеских чувствах пока, конечно, рановато. Но первые предпосылки уже появились. И дальше дружеские чувства непременно будут усложняться и развиваться.
К моменту поступления ребенка в сад, его круг контактов обычно уже устоялся. То есть некая общность мам и малышей, гуляющих долгое время вместе. Тут появляются и общие праздники, и отдых, и впечатления…С приходом в садик часть ранних контактов естественным образом отмирает – у мам больше нет достаточного времени на прежнее общение. Большинство детей легко переносят этот разрыв и погружаются в шумную товарищескую атмосферу садовской группы. Тут бы сказать, что, видимо, и первая компания не может считаться дружеской, но не все так просто. Наблюдения показывают, что поддерживаемые связи из раннего детства воспринимаются ребенком как значимые. То есть даже, если мамы сохраняют общение своих детей после выхода из декретного отпуска, дети начинают выделять друг друга из общей массы всех знакомых. А это уже не просто общение…Это первая дружеская связь.
Знак дружбы
Вот мы и подошли к необходимости поговорить об отличительных чертах дружбы. Не стоит принимать их за аксиому, особенно в более старшем возрасте, так как социальные влияния «дорабатывают» это явление. Для детской дружбы характерны:
припоминание друга, он всегда находится в фокусе памяти и внимания, даже в отсутствии частых встреч, сильная эмоциональная вовлеченность в процесс общения и совместной деятельности.
Желание постоянно играть вместе, делиться переживаниями, мыслями, новостями,
комфортность совместной деятельности и общения, заключающаяся в возможности решать возникающие вопросы, в быстром урегулировании возникающих конфликтов, в потребности делать что – то именно в этом тандеме, нежели в любом другом.
Как видите, пока о фатальных и монументальных принципах, типа «отдать последнее за друга» речи нет, но в раннем детстве появляется одно из главных качеств дружбы – потребность быть вместе с близким по духу человеком.
Исходя из приведенных характеристик, первый дружеский опыт можно наблюдать в возрасте трех – четырех лет. А в полной мере говорить о нем – к пяти годам. В это же время интуитивно появляется и представление о дружеских обязательствах. Ведь не просто же так получается удержаться друг возле друга… Малыши учатся делить время и деятельность, уступать, разрешать, прощать. И этот первый опыт исключительно важен, так как на его основе закаляется характер и формируются навыки дальнейшего общения.
К слову сказать, дети – большие интуиты, а потому чувствуют, над какими отношениями имеет смысл производить подобную работу, а над какими нет. По этой причине мы и наблюдаем весьма разнообразное по качеству общение в любом детском коллективе. Дети умеют слушать себя, и, обывательски говоря, готовы дружить лишь в том случае, когда это им интересно.
Укрепление дружеского общения.
С самого рождения малыши попадают в социальный мир. И с первой минуты он начинает влиять на формирующуюся детскую личность, достигая первого максимума в саду или в начальной школе. Это естественно, ведь ребенка начинает окружать большое количество сверстников и взрослых.
Влияет ли социум на формированное дружеских отношений? Еще как! Более того, от его влияния совершенно не возможно отстраниться. В раннем возрасте примеры дружбы подкрепляются книжками и мультиками. Мамочки на детских площадках, о которых мы говорили выше, с удовольствием подчеркивают статус друзей, напутствуя ребенка о правильном поведении, об умении делиться, во время детских праздников…То есть, приходя в сад, ребенок уже неплохо осведомлен об «обязанностях» друга.
В школе присоединяется активное влияние на ребенка СМИ и детского социума. С одной стороны ребенок естественным образом завязывает комфортные ему коммуникативные отношения и видит, как это происходит в классе – обычно среди одноклассников формируется несколько «кружков», сплоченных общим интересом. А расширенная «видео-программа» (фильмы, мультики, сериалы, реклама, компьютерные игры) и литература продолжают формировать в сознании образ дружбы. И, как это ни странно, к девяти – десяти годам, а порой и раньше, именно эти факторы становятся ведущими в вопросе развития дружеских отношений. Тогда, как родительская «педагогика» отходит на второй план.
Принимая во внимание этот факт, наибольшую значимость приобретает поиск способов эффективного родительского влияния. Очевидно, что пустить на самотек развитие и социализацию ребенка в этом возрасте крайне недальновидно, а прежние «открытые» способы родительского влияния могут казаться школьнику досадной ношей…Остается мудрое действие через «посредников», заключающееся в «правильном» выборе кружков, школы и прочего сосредоточия детского общества…Оно нас формирует, значит, было бы неблагоразумно плыть по течению и при возможности выбора не выбирать лучшее.
Ты мне друг?
Интересно, как сами дети относятся к своим друзьям и за что ценят общение с ними…Пока еще никакого долга, только эмоции. Потому получение радости и комфортное времяпрепровождение становится центровым в определении  c дружеским общением.
Малыши, начиная с садовского возраста, делают упор на то, что с другом весело и есть возможность интересно поиграть. У школьников расширяется количество и качество игр, а значит, добавляется еще больше требований.По их мнению, другом может стать человек, с одинаковыми пристрастиями (к компьютерным играм, книгам, сериалам). Наконец, к подростковому возрасту опознавательная характеристика "мой друг - не мой друг" окончательно приобретает черты общности интересов и ставится во главу угла.
На протяжении жизни.